Структурные элементы учебного занятия
Этапы |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
Организация начала занятий |
Подготовка учащихся к работе на занятиях |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
Проверка выполнения домашнего задания |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов |
Подготовка к основному этапу занятий |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся |
Закрепление знаний и способов действий |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих проблем |
Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей |
Контроль и самопроверка знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
Подведение итогов занятия |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения |
Рефлексия |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей |
Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития |