Оценка эффективности урочных и внеурочных занятий
схема 1
Характеристика урока |
кол-во баллов |
Цель урока названа |
... |
Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности |
...
|
Соответствие содержания учебного материала ТДЦ |
... |
МО обеспечили: а) мотивацию деятельности б) сотрудничество учителя и учащихся в) контроль и самоконтроль |
... ... ... |
Соответствие методов обучения (МО) СУМ ТДЦ |
... |
ФОПД обеспечили: а) сотрудничество между учащимися б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ |
...
... |
Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ |
... |
Уровень достижения ТДЦ: а) образовательный аспект б) воспитательный аспект в) развивающий аспект |
... ... ... |
Итого: |
S баллов |
Обозначения:
ТДЦ - триединая дидактическая цель;
МО - методы обучения;
СУМ - содержание учебного материала;
ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
Количество баллов:
2 - реализовано полностью;
1 - реализовано частично;
0 - не реализовано.
Эффективность урока:
Эу=100, где
Sбаллов - это сумма выставленных баллов
Smax - максимально возможная сумма баллов (26)
У5Ф: 85% и нет ни одной У0Ф оценки, то урок можно признать отличным.
У4Ф: от 65 до 84% - урок хороший.
У3Ф от 45 до 64% - урок проведен удовлетворительно.
Схема 2
п/п |
Что оценивается |
Баллы |
1.0 |
Оценка основных личностных качеств преподавателя: |
|
1.1 |
Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом. |
|
1.2 |
Уровень педагогического и методического мастерства. |
|
1.3 |
Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. |
|
1.4 |
Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися. |
|
1.5 |
Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения. |
|
2.0 |
Оценка основных характеристик учащихся на уроке: |
|
2.1 |
Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. |
|
2.2 |
Уровень общеучебных и специальных умений и навыков. |
|
2.3 |
Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы. |
|
2.4 |
Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности. |
|
3.0 |
Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся: |
|
3.1 |
Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков. |
|
3.2 |
Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой). |
|
3.3 |
Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемый учащимися информации). |
|
3.4 |
Оптимальность объема предложенного для усвоения материала. |
|
4.0 |
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе урока: |
|
4.1 |
Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередование и смены видов деятельности. |
|
4.2 |
Степень целесообразности и эффективности наглядности и ТСО на уроке. |
|
4.3 |
Степень рациональности и эффективности использования на уроке методов и организационных форм работы. |
|
4.4 |
Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. |
|
4.5 |
Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. |
|
4.6 |
Степень эстетического воздействия урока на учащихся. |
|
4.7 |
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися на уроке. |
|
4.8 |
Оценка цели и результатов проведенного урока: |
|
4.9 |
Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока. |
|
5.0 |
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. |
|
5.1 |
Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились). |
|
5.2 |
Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию). |
|
5.3 |
Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию). |
|
Это примерный план беседы по анализируемому уроку, а также для заполнения карты анализа и оценки эффективности уроков.
Схема 3
№ п/п |
Позиция для диагностики (название этапов подписать) |
Оценка по общим позициям |
Этапы урока |
||||
1. |
Умение учителя определить тип урока. |
|
|
|
|
|
|
2. |
Умение учителя составить ТДЦ урока: |
|
|
|
|
|
|
|
А) образовательный аспект; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) воспитывающий аспект; |
|
|
|
|
|
|
|
В) развивающий аспект. |
|
|
|
|
|
|
3. |
Умение учителя правильно определить структуру урока. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Цель уроков и этапов названа. |
|
|
|
|
|
|
5. |
Умение учителя правильно определить ТДЗ этапа. |
|
|
|
|
|
|
6. |
Умение учителя правильно подобрать СУМ (в соответствии с ТДЦ и ТДЗ). |
|
|
|
|
|
|
7. |
Соответствие методов обучения МО Ц СУМ и ТДЦ. |
|
|
|
|
|
|
8. |
МО обеспечили: |
|
|
|
|
|
|
|
А) мотивацию деятельности (организовано действие учащихся по принятию цели деятельности); |
|
|
|
|
|
|
|
Б) сотрудничество учителя и учащихся; |
|
|
|
|
|
|
|
В) контроль и самоконтроль. |
|
|
|
|
|
|
9. |
Соответствие ФОПД - ТДЦ. |
|
|
|
|
|
|
10. |
ФОПД обеспечили: |
|
|
|
|
|
|
|
А) сотрудничество между учащимися ФОПД - МО |
|
|
|
|
|
|
|
- общеклассная; |
|
|
|
|
|
|
|
- индивидуальная; |
|
|
|
|
|
|
|
- групповая; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) включение каждого ученика в деятельность ТДЗ. |
|
|
|
|
|
|
11. |
Содержание учебного материала позволило установить: |
|
|
|
|
|
|
|
А) межпредметные связи; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) внутрикурсовые связи. |
|
|
|
|
|
|
12. |
МО позволили реализовать: |
|
|
|
|
|
|
|
А) межпредметные связи; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) внутрикурсовые связи. |
|
|
|
|
|
|
13. |
Организация самостоятельной работы учащихся (в соответствии с типом урока): |
|
|
|
|
|
|
|
А) репродуктивного характера; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) частично-поисового характера; |
|
|
|
|
|
|
|
В) творческого характера. |
|
|
|
|
|
|
14. |
Умение учителя осуществить контроль за уровнем обученности учащихся (в соответствии с типом урока) ТДЦ и ТЦЗ. |
|
|
|
|
|
|
15. |
Умение учителя правильно оценить ЗУН учащихся (по трем уровням): |
|
|
|
|
|
|
|
А) репродуктивного уровня У3Ф; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) частично поискового уровня У4Ф; |
|
|
|
|
|
|
|
В) творческого У5Ф; |
|
|
|
|
|
|
|
Г) отсутствие прочных знаний У1-2Ф. |
|
|
|
|
|
|
16. |
Умение учителя определить объем домашнего задания, исходя из уровня обученности учащихся. |
|
|
|
|
|
|
17. |
Дифференциал домашних заданий. |
|
|
|
|
|
|
18. |
Уровень достижения ТДЦ урока: |
|
|
|
|
|
|
|
А) в целом; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) образовательного аспекта; |
|
|
|
|
|
|
|
В) воспитывающего аспекта; |
|
|
|
|
|
|
|
Г) развивающего аспекта. |
|
|
|
|
|
|
19. |
Итоговые показатели эффективности этапов урока в целом. |
|
|
|
|
|